Живи в ритме!
|
Регрессивность ритма
Краснухина Е.К.
Ритмичность, повторяемость, пульсация, вечное возвращение бытия, в особенности бытия социального, являются его важнейшим признаком. Социальная жизнь ритмична как воспроизводство (репрезентация), как вечное возвращение прошлого в традиции (регрессия), как пульсация исторической памяти и беспамятства (фармакон). Социальная память есть разновидность письма. Ритм письма создает рифма. Периодичность, цикличность письма заключается в том, что в рифме слова повторяются друг в друге, оставаясь при этом разными словами. Феномен ритма может быть тематизирован как проблема повторения, повторения не одинакового, не тождественного, не того же самого.
Мы живем в мире массового производства стандартных идей и вещей, в эпоху клонирования. Поэтому в современной социально-философской мысли драматизируется принцип тождества. Ритмизированное бытие-повторение противопоставляется бытию-равенству, бытию-подобию, бытию тождеству мысли и ее объекта. Как сказал Делез, “голова — это орган обменов, а сердце — влюбленный орган повторения”[1]. Обменивается подобное и равноценное, поэтому в обмене торжествует принцип тождества. Повторяется, в отличии от обмена, то, что единично и уникально, что лишено подобного и равноценного. Повторяется ритмичное, рифмованное, поэтическое. Поэму как художественную уникальность мы можем воспроизводить, только уча наизусть. Иначе говоря, мы принимаем ее не умом, а сердцем, что не передается русским языком, указывающим на уста как на орган повторения, но зато очевидно во французском par coeur или в английском by heart. Пульсации сердца резонируют с ритмом и рифмой поэтического. Так мы приходим к парадоксальному выводу: подлинно повторяется только неповторимое.
Философский проект Ницше заключался в том, чтобы сделать из повторения объект воли. Философский дискурс постмодернизированного ницшеанства следующего века уже видит в объекте повторения объект эротический. “Всякое воспоминание эротично”[2], а сексуальность внезапамятна. В чем заключается эротический характер памяти, воспоминания, повторения?
Ноумен воспоминания — это чистое прошлое, прошлое в себе, прошлое, никогда не бывшее настоящим. Виртуализация такого образа состоит в том, что объект памяти всегда дан как воспоминание, а не как восприятие, он существует только как “всегда уже бывший”, хотя и непонятно, где и как, он переживается как потерянный и обретенный вновь. Этот ностальгический характер памяти, связанное с ней погружение в некое deja vue, ощущение утраты, желанности и неполноты обретения потерянного и составляет ее эротическое начало. Память эротична, поскольку представляет собой идеализацию прошлого, возведение его в незапамятный образец, переживаемый в воспоминании, возвращении, повторении так, как он не мог переживаться в модусе настоящего. Платоновский Эрос и есть это припоминание, возвращение к идеальному истоку и обоснованию вещей, любовь к оригиналу, узнаваемому в копии.
Почему реальным объектам можно поставить в соответствие образы-восприятия, а объектам виртуальным — образы-воспоминания? Не естественнее ли счесть желаемое, виртуальное, не относящееся к принципу реальности, фантазмом, игрой воображения, а не продуктом памяти? Поскольку память эротична, а эротизм представляет собой продуктивную способность воображения, память оказывается воображением прошлого. Сама психоаналитическая версия фантазма полна реминисценций платоновских идей припоминания, повторения, регрессивности памяти. Благодаря этому внутреннему родству Эроса и Мнемозины, памяти и желания воображаемое принимает форму воспоминания.
Оптический эффект памяти заключается в том, что у всего видимого в воспоминании недостает его “законной половины”, которая остается невидимой, утерянной в прошлом. Объект потребности — это то, чего нам недостает, а объект желания — это тот, которому недостает половины самого себя. И в этом смысле объект желания идентичен объекту памяти. Символическая загадочность, неполнота образа-воспоминания, эффект присутствия его отсутствия создает эротически-ностальгическую ретроспективу памяти. Потерянный не означает полностью отсутствующий, подобно вещи, пропавшей и разыскиваемой в доме. Одновременно, несмотря на свое подразумеваемое существование, утраченный не значит присутствующий, подручный, имеющийся в наличии, актуальный. Содержание памяти и утеряно, но не навсегда, и возвращается, но не целиком и полностью. Воспоминание не означает полного возвращения прошлого, каким может быть обретение потерянной и вновь найденной вещи. Воспоминание — это присутствие отсутствующего, это восприятие чего-то как потерянного. Постоянное ощущение утраты есть скорее состояние гипермнезии, чем амнезии.
Память, таким образом, по существу своему есть чувство утраты, а не обретения, или эротическая игра повторения. Желанный значит утерянный, ностальгически переживаемый, возвращенный, но не полностью, теряющий свою идентичность в двойнике и копии, принципиально не тождественный себе в своем повторении.
Современная философия рассматривает две модели повторения. Одним из них является повторение, обусловленное регрессом. Регрессия есть вечное возвращение прошлого, которое не зависит от собственных будущих повторений. О другом виде ритмического возвращения можно сказать, что “королевское повторение — это повторение предстоящего”[3], т.е. повторение будущего, лишающее прошлое и настоящее их автономности. Само повторяемое в этом случае теряет свою идентичность, а различие становится и результатом и условием ритмического повторения.
Память оказывается кругом времени, совпадающим с кругом обоснования, в котором обоснование в свою очередь зависит от обоснованного или прошлое порождает настоящее, а каждое новое настоящее создает из себя новое прошлое. Детерминистический метод спрашивает у прошлого о настоящем, герменевтический вопрошает о прошлом настоящее. В первом случае прошлое повторяется, отражается в настоящем, а во втором — настоящее отзывается, повторяется в прошлом.
В ритмических пульсациях памяти о прошлом оно возникает всякий раз заново, увиденное (как ретро-спекция) из каждой новой современности и актуальности. Воспроизводимое и воспоминаемое прошлое становится величиной переменной, а вовсе не константной, как полагает сакрализующий его исторический здравый смысл, вечно возмущающийся постоянной деконструкцией прошлого и его “непредсказуемостью”. Наша эпоха и на уровне социальной реальности, и на уровне социальной дискурсивности движима двумя разнонаправленными интенциями: с одной стороны, страстью к повторению, ибо все уже было в прошлом и отныне оказывается только цитированием ранее реализованных возможностей, все изготавливается для всех под ксерокс, под копирку, а с другой стороны, страхом быть повторенным, буквально скопированным и размноженным, лишенным тем самым авторства, индивидуальности, самости.
[1] Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998. С. 15.
[2] Там же. С. 113.
[3] Там же. С. 123.
Статьи о ритме и барабанах
Звукотерапия, шаманизм, мистика звука, древность
Ритмическая нотация, упражнения
Алгебра ритмов
|
С 20 октября 2024 г. занятия проходят по адресу: 1-ый Басманный пер, 2А. (Комсомольская, Красные Ворота, Бауманская)
18 июня 2024 года вышло шестое издание учебника «Дарбука продвинутого уровня»
26 мая 2024 г. выступили в ресторане «Падишах»
21 апреля 2024 г. приняли участие в вечеринка «Навруз»
17 февраля 2024 г. приняли участие в фестивале «Этнофест»
26 января 2024 года вышло девятое издание учебника «Дарбука для Начинающих»
4 декабря 2023 г. провели концерт-лекцию в Ближневосточном клубе РГГУ
18 ноября 2023 г. провели концерт-лекцию в библиотеке Иностранной Литературы
7 октября 2023 г. выступили на фестивале Ethno Fest
31 августа 2023 г. выступили в азербайджанском павильоне ВДНХ
5 июля 2023 г. приняли участие в спектакле «1001 ночь» в театре ШДИ
С 19 по 25 июня приняли участие в фестивале «Барабаны Мира 2023».
С июня занятия проходят в среду и субботу по адресу: м. Павелецкая, ул. Зацепа 21, репбаза LikeStudio
23 апреля 2023 г. выступили на фестивале «Ведаю путь»
8 апреля 2023 г. выступили на фестивале Железяка
19 марта 2023 г. приняли участие в концерте в ЦДРИ
16 февраля 2023 г. приняли участие в спектакле 1001 ночь в театре ШДИ
26 ноября 2022 студия выступила на фестивале «ZaraFusion».
6 ноября 2022 студия выступила на фестивале эзотерики «Ведаю путь».
21 октября 2022 состоялся открытый урок по дарбуке по новому адресу.
C 21 октября 2022 занятия будут идти по новому адресу и новому расписанию.
7 августа 2022 г.состоялсся концерт-лекция в «Белых облаках»
2 июля 2022 г.приняли участие в «Супер-пупер фесте».
20-26 июня 2022 состоялся фестиваль «Барабаны мира 2022»
28 мая 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в на восточной вечеринке «Orient», смотрите видео >
14 мая 2022 г. состоялся мастер-класс по ритмам Алжира.
28 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в клубе «WIP», смотрите видео >
24 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в на фестивале «ЖелезЯка», смотрите видео >
19 марта 2022 г. студия Дарбакеш выступила в ДК «Мосрентген», смотрите видео >
С 19 февраля 2022 г. в продажу выходит инновационный учебник по дарбуке базового уровня (восьмое издение)
В январе 2022 г. появился раздел композиций и этюдов из учебника с аудио и видеозаписями.
19-го января 2022 г.состоялся открытый урок по дарбуке, приглашаем присоединяться к группе.
29-го декабря 2021 наше школа провела ритуал встречи нового года в евразийком центре им. Гумилева.
18-го декабря 2021 отметили 13-летие студии.
27 ноября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале FantasyShow.
3 октября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале Remarket.
21-22 августа 2021 состоялся мастер-класс в Краснодаре.
17 августа 2021 наша школа выступила в музее Марины Цветаевой.
С 21 июня по 27 июня наша школа была представлена на фестивале «Барабаны мира 2021»
29 мая 2021, в субботу,состоялся открытый урок по дарбуке, по субботам открылась группа для начинающих.
15 мая 2021 состоялась лекция о ритуальных ритмах в магазине «Белые облака».
В январе 2021 г в журнале «Неизвестная Сибирь» вышла статья Сергкя Кузнецова про шаманские бубны. Ознакомиться с информацией о шаманских бубнах можно на нашем сайте.
5 декабря 2020 г. в 19:30 отпраздновали 12-летие студии
14-го ноября 2020 г.в состоялся открытый урок по дарбуке.
12 сентября 2020 на Сретенке 27 состоялся открытый урок по дарбуке.Приглашаем к участию в новой группе!
1 марта 2020 г. наша студия выступила на сцене театра ШДИ в спектакле 1001 ночь
На сайте студии появилась статья по хронологии этнической перкуссии в России.
17 января 2020 г. вышло седьмое издание по дарбуке для начинающих и пятое издание продвинутого уровня
C 19 января 2020 г. прошел мини-курс для начинающих.
vk.com/darbuka2020
12 января 2020 состоялся открытый урок по дарбуке.
На сайте студии появилась статья по истории танца живота и его связи с дарбукой. Статья будет дополняться новыми сведениями.
На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis»
Видео нашего выступленя на 11-летнем юбилее студии смотрите в разделе выступлений:
darbakesh.ru/drum_video.shtml
1 декабря состоялся 11-летний юбилей студии.
Студия изменила название и логотип:
11 лет ВК, 11 лет FB
29 сентября 2019, состоялся открытый урок по ближневосточному барабану дарбука.
22 сентября 2019 состоялся концерт центра RootRoof в открытом мире.
12 мая 2019, в воскресенье, состоялся открытый урок, приглашаем присоединиться к группе!
28 апреля 2019 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.
C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00.
17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая.
12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок.
18 ноября 2018, мы отметили знаменательное событие - 10-летний юбилей студии. Отметили при свете камина в компании друзей и мастеров-перкуусионистов: 10 лет ВК, 10 лет FB
27 октября 2018 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.
29 сентября 2018 мы выступили на выставке Bohemian fashion show в Джаганате на Таганской.
23 сентября мы приняли участие в годовщине центра Рут Руф.
14-го февраля 2018 г., в помещении этно-центра RooTRooF состоялся открытый урок “Восточная перкуссия как она есть”. Ведущие - Антонио Граши и Сергей Кузнецов.
10 января 2018 г. на нашем сайте появился раздел, посвященный мифам и ритуалам, связанным с барабанами, также обновился раздел про барабаны мира.
С 13 января 2018 г. запускается курс «Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16.
Стоимость курса:
7000р по предоплате 2500 до 12 января:,
8500 без предоплаты;
4000 за 5 занятий, если оплата в два этапа.
Для записи пишите на почту darbuka@darbakesh.ru или звоните по тел.: 8-(916)-244-05-48 (Наталья)
16 ноября 2017 г. вышло пятое издание учебника для начинающих на 52 страницах.
2 декабря мы выступили на фестивале этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.
26 ноября 2017 г. наша студия выступила на фестивале оркестров в Бородинской панораме
11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ
На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).
23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.
Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF.
Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы.
C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017.
17 июня 2017 г. наша студия приняла участие в фестивале Турции с участием Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене.
http://turkey-fest.ru/shedule/hamdi-akataj-i-chenneling?tag=1
20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице.
16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)
19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах.
4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa.
22 ноября 2016 г. опубликовано
интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF).
|
|
|