Барабанная школа Darbakesh Percussion Studio

Живи в ритме!


Мифы о барабанах и магические ритуалы с барабанами

«Там, откуда я родом, говорят, что ритм — это душа жизни, ведь вся Вселенная движется согласно собственным ритмам, а мы, выбиваясь из ритма, попадаем в беду. Поэтому барабан является самым важным инструментом после человеческого голоса. Он — особенный».

Нигерийский барабанщик Бабатюнде Олатюньи.

Почему именно барабаны стали первыми в истории развития музыкальных инструментов, наверное, совсем не секрет: ведь они способны пробудить спящую душу, застоявшуюся энергию внутри человека, заставляя ее бить ключом и отзываться на извечные ритмы Вселенной. Миф — это то что лежит за пределами логики, отражает наиболее глубинные сценарии общества. В архаическом обществе барабан символизировал высокое и дальнее - центр Вселенной и власть вождя, а также скрытое и тайное в шаманских ритуалах. С течением времени, сакральное назначение стало забываться и барабан стал светским инструментом, использовался для танцев и аккомпанемента музыке. А совсем недавно, техника игры на барабанах развилась настолько, что стала поражать воображение причудливыми ритмами и невероятной доселе беглостью пальцев. В этом смысле дарбука стала своего рода акробатикой для пальцев.

Барабан дамаруСимволическое значение барабана близко к семантике сердца. Подобно большинству музыкальных инструментов, он наделяется функцией посредничества между землей и небом. Барабан тесно связан с бубном, который может быть как первичным по отношению к барабану, так и производным от него. В мифологии монгольских народов бубен появился в результате разделения барабана Данном Дерхе, шаманским божеством, на две половинки. Но чаще барабан рассматривается как слияние противоположных начал: женского и мужского, лунного и солнечного, земного и небесного, олицетворяемых двумя бубнами. Во многих культурах барабан функционально уподобляется жертвенному алтарю и связывается с мировым древом (барабаны изготавливались из древесины священных пород деревьев). Дополнительный смысл в рамках общей символики обусловлен формой барабана. В шиваизме используется двойной барабан, который считается средством связи с божеством Шивой, а также атрибутом последнего. Этот барабан, по своей форме напоминающий песочные часы и называемый дамара, символизирует противопоставленность и взаимосвязанность небесного и земного миров. Два висящих на шнурах шарика при вращении барабана ударяют по его поверхности.


Барабаны в религиях ближнего востока

По всей видимости, изначально храмовые барабаны на ближнем востоке были связаны с культом Великой Богини. Хотя, военными барабанами заведовали как правило мужчины. Еще в Древнем Египте и Шумере первыми барабанщиками были женщины. Барабан был средством, которым наши предки призывали богинь, и инструментом, через который богини говорили. Жрица, играющая на барабане, была посредником между мирами. Входя в согласие со священным ритмом, она действовала как призывающий и передающий элемент, собирая потустороннюю энергию и раздавая её окружающим.

Одно из первых изображений барабана было нанесено на стене зала алтаря в городе Неолитик на территории нынешней Турции 5600 лет до нашей эры. На той стене изображена группа танцующих вокруг быка фигур в леопардовых шкурах, в руках некоторых из них перкуссионные инструменты. Одна фигурка держит инструмент в форме рога в одной руке и бубен во второй. Другие держат что-то наподобие шейкеров или погремушек, и инструменты из луков вроде Бразильской беримбау. Проводящий раскопки археолог Джэймс Меллаарт (James Mellaart) явил свету множество других алтарей в Неолитике, прославляющих великую богиню, и он полагает, что именно жрицы проводили соответствующие ритуалы. На сегодняшний день эти рисунки являются самым древним упоминанием этих традиций, поклоняться богиням.

С 3000 по 2500 гг до н.э. шумерцы упоминают в своих письменах богиню Инанну как создательницу бубна и других музыкальных инструментов. В них говорится о жрице Инанне, которая пела и читала заклинания под ритмы круглых и квадратных барабанов. Помимо письменных источников так же было обнаружено множество фигурок женщин играющих на бубне. Такие ритуалы перенеслись в дальнейшем и на воспевание Иштара, Ашераха, Ашторета, Астарта и Аната в Месопотамии, Финикии, Палестине и Ассирии. Где-то между 2000 и 1500 годами до нашей эры бубны дошли до Египта. Из доклада Джэймса Блэйдса (James Blades): «Все записи этого периода показывают, что исполнителями были женщины; да и вообще вся практика музыкального искусства, похоже, полностью возлагалась на слабый пол, с одним заметным исключением — бог Бес, которого зачастую изображали с барабаном цилиндрической формы (фрэйм драмс)»

Другой текст описывает жриц как композиторов и постановщиков музыки и танца в религиозных действах. В музее Каира хранится настоящий прямоугольный двухсторонний рамочный барабан из 1400 годов до н.э., который нашли в гробнице женщины по имени Хатнофер. Также с Птоломеева периода сохранилась кожаная мембрана от фрэйм драмс с рисунком женщины, играющей перед богиней Изидой. Надпись на барабане гласит: «Изида, Дама Небес, Хозяйка Богинь. »

Известно, что барабаны использовались Библейские времена, особенно во время правления царя Давида. Эти ритмические инструменты совсем немного отличались от современных версий. «Табрет» или «тимбрел» были ударными инструментами, наподобие современного тамбурина. На древнееврейском он также назывался «tohph».

«Tz?lah-tzahl», еврейская версия тарелок использовалась именно для того, для чего и современные тарелки. Также был инструмент, состоящий из двух тарелок, по одной в каждой руке, которыми лязгали, соединяя вместе. Двойные тарелки называли «M?tzil-Tah-Yim». Другой тип тарелок, упомянутый в греческом, назывался «kumbalon.»

Перкуссионный инструмент, известный сейчас как «шейкер», ранее назывался «shah-leesh» или «m?nah-gan-geem» на еврейском. Названные так из-за их трещащего звука, старинные инструменты были сделаны из металлических прутов, пропущенных через кольца. Эти кольца производили трещащий звук, когда ими трясли в определенном положении. Самое первое упоминание о барабанах мы находим в еврейской исторической книге, называемой «Книга Маккавеев». Это «тимпана», небольшой барабан, используемый в праздниках и войне, чтобы вести армию в бой в соответствующем состоянии хвалы и доверия Богу.

Кеберо - эфиопский барабанУ древних греков и римлян барабан тимпан — предшественник современных литавр, использовался в оргиастических культах Кибелы и Вакха. Впоследствии, с приходом христианства роль барабанов в религии стала угасать, они в основном использовались для военных целей и в магических и семейных обрядах таких как свадьбы, торжества, хороводы. Но при этом барабан сохранился на службе в церви Эфиопии, Судана и Эритреи. Бочонкообразный барабан типа Кеберо упоминается в тексте песни «Семи Хатхор», которая исполнялась с инструментальным сопровождением и танцами. Запись текста сохранилась в храме богини Хатхор в Дендера (постоен между 30 г. до н.э. и 14 г. н.э.). Впоследствии бочонкообразный барабан перешел в традицию последующих эпох. Подобный конусообразный барабан – кэбэро применялся при богослужениях в Коптской церкви, ныне сохраняется в ритуалах Эфиопской церкви. Маленькая версия кеберо используется во время гражданских праздников. Корпус сделан из металла, обе стороны закрыты кожаной мембраной.

Колокол и барабан

На Руси после принятиях христианства котлообразные барабаны сохранялись в традициях скоморохов вплоть до эпохи Ивана Грозного. Впоследствии сакральную роль барабана заменил колокол, а барабан стал использоваться в военных целях со времен Петра 1. Колокол же сохранил все функции сакрального инструмента, в точности как в диких племенах Африки, а именно:

  1. Использовался в центре города для созыва народного собрания.
  2. К нему могли прикасаться только в моменты важных событий и только люди, имевшие на это право. Простые люди не играли на колоколах (правда были версии колоколов в виде пластинок било).
  3. К колоколам относились как к одушевленным предметам — в случае народного волнения их наказывали (Новгородский колокол), ссылали в ссылку (Углический колокол), разрушали во времена гонений на церковь.
  4. Символически означал сердце - то что бъется, пульсирует, собирает воедино.

Единственное существенное отличие колокола от барабанов, было в том, что для колоколов строили высокие колокольни, олицетворявшие мужскую световую вертикаль, в то время как барабаны в древности связывались с культами Земли и великих богинь.

Известно выражение "бить в набат", что означает призывный колокольный звон, однако в старину набатом называли огромной величины медный барабан, возимый на 4 лошадях, Били в него восемь человек. Каждый воевода в русских войсках имел по одному набату, и потому под встречающимся в старинных русских актах и летописях словом набат разумеется иногда целый полк.

Вьетнамский бронзовый барабан фрог-драм (frogdrum)Интересно, что металлофоны, по звучанию похожие на колокол существовали в юго-восточной Азии еще в 3-м тысячелетии до нашей эры. Фрог-драм — один из древнейших барабанов, прародитель металлофонов юго-восточной Азии. Своя бронзовая культура — предмет особой гордости вьетнамцев. В эпоху так называемой донгшонской цивилизации народностью лаквьет в 2879 году до н.э. было создано полулегендарное королевство Ванланг. Символом культуры Донгшон стали бронзовые барабаны с характерным геометрическим узором, сценами народной жизни и изображениями тотемных животных. Барабаны выполняли не только музыкальные, но и ритуальные функции.

Характеристики Донгшонского бронзового барабана:

  • В центре барабана находится звезда, состоящая из 12 лучей. Эти лучи чередуют узоры, имеющие форму треугольника или пера павлина. По представлениям древних, звезда в центре барабана является символом веры в Солнечного Бога. Перья на барабанах показывают, что тотемами жителей того времени были птицы.
  • Вокруг звѐзды расположены растения, животные и геометрические узоры. Многие исследователи трактуют бытовые сцены, изображенные на барабанах как «похороны» или «праздник вызывания дождя».
  • На теле барабана обычно нарисованы лодки, богатыри, птицы, животные или геометрические у зоры.
  • Барабан имеет 4 дужки.

Подобные барабаны сейчас используются в Таиланде и Лаосе. Легенды народа Хо - Монг говорят, что барабан спасал жизнь их предков во время больших наводнений. Барабан являлся одним из предметов, который клали с умершим в гробницу (местность Донг Шон, провинция Тхань Хоа, Вьетнам).

Один из самых известных оркестров, состоящий из металлофонов - индонейзийский Гамелан. Именно под него в свое время танцевала Мата-хари, заразившая Европу восточной экзотикой.

 

Барабаны в магических ритуалах Африки

Барабаны Ашанти (Аshante)Барабаны играют огромную роль в социальной и религиозной жизни традиционного африканского общества. Ради них люди даже готовы войти в конфликт со сверхъестественными существами. Так, сказки баконго повествуют о таком конфликте с Нзамби (божеством – создателем мира) и трясогузок – олицетворении деревенской общины. Барабаны – знаковые символы народной мудрости, как таковые присутствуют в поговорках и загадках. В Заире и бассейне реки Конго говорят: «Чужой барабан не дает долгого танца» или «Только всеми пальцами сыграешь на барабане» (то есть в единстве – сила). Здесь же можно услышать загадку: «Собирались трое; барабан четвертый» (отгадка – очаг с тремя камнями и горшок с едой на нем – символ неразрывности этих элементов). Барабан обязателен и в хозяйственной жизни, и при дворах правителей, и в обрядах жизненного цикла (от инициаций до погребения), и в знахарских обрядах исцеления; он участвует в судебных испытаниях «божьим судом», звучит при объявлении войны и во время битвы; его ритмы обязательны в танцах; его музыка служит аккомпанементом сказителям по всей Африке.

Самые значительные функции барабанов – сакральная и ритуальная, связанная с властью вождя или верховного правителя, тайными обществами, миром духов. Так называемые королевские барабаны наделялись особой силой: они не только являлись символами власти, но и сами обладали некими священными свойствами. Изготовление их сопровождалось тайными ритуалами, очистительными обрядами. Нередко они и хранились в особых помещениях, где постоянно горел «священный» огонь. Выносили их только в торжественных случаях.

В Руанде небольшие барабаны – непременный атрибут сложного комплекса предметов, символизирующих вместилище души умершего правителя. В знак покорности потерпевший поражение вождь отсылал победителю свои барабаны (как это сделал в 16 в. правитель Каконго, признавший свой вассалитет перед Конго).

Одна из Африканских легенд гласит - большие барабаны окропляли кровью человеческой жертвы. Считалось, он не сможет звучать должным образом, пока не услышит предсмертный человеческий крик. Еще одна легенда рассказывает о безумном вожде племени, который так гордился сделанным ему на заказ огромным барабаном, что принес в жертву мастера, его сделавшего. Чтобы тот больше никогда не смог повторить свое творение.

Барабан в Африке – это не просто музыкальный инструмент. Это своеобразный язык, на котором говорят местные жители. Человек и барабан там – одно целое. Есть даже поверье, будто после смерти душа барабанщика переселяется в барабан. В некоторых африканских племенах и до наших дней сохранился обряд, когда при смерти барабанщика его барабан тоже хоронят, но не вместе с ним, а на специальном кладбище для барабанов.

Тобол - Этнические барабаны. Восточные барабаныИзвестный французский исследователь А. Лот писал о тоболе – барабане, символизирующим вождя у туарегов: «Он является олицетворением власти у туарегов, и иногда самого аменокала (титул вождя племенного союза) называют тоболом, как и все племена, находящиеся под его покровительством. Проткнуть тобол – самое страшное оскорбление, какое только можно нанести вождю, а если противник сумеет выкрасть его, то престижу аменокала будет нанесен непоправимый ущерб.

Обязательно участие барабанов при назначении нового правителя или важных лиц в Заире. Барабанный бой звучал и при торжественных церемониях погребения правителя, особенно в те времена, когда они сопровождались жертвоприношениями.

И сами барабаны наделялись сакральными свойствами. Касаться их и тем более играть на них могли только посвященные: сам вождь, особые сановники или придворные музыканты. Нарушение запрета строго преследовалось. В фольклоре народов конго есть история о том, как раб в отсутствие Нзамби играл на ее барабане и как за это был наказан: «Ты действовал так, словно у тебя нет головы – сказала ему Нзамби. – Вот ты и останешься навсегда безголовым, и отныне весь твой род будет пищей людям».

Не менее важны ритуальные функции барабанов, связанные с традиционными верованиями. Они обязательны при проведении всех обрядов жизненного цикла; обрядов вызывания или изгнания духов во время исцеления и т.д. Существовали закрытые и открытые ритуальные действа. Закрытые связаны с ритуалами тайных обществ или особых празднеств, посвященных «мужским» богам. Непосвященные в таких случаях не имели права не только присутствовать, но и даже выходить из хижин. Редкому иностранцу доводилось слышать звуки таких ритуалов, а тем более видеть их. О таком тайном празднестве у пигмеев Итури Э. Патнем пишет: «Луна только что взошла, и слабый свет ее не мог рассеять мрака на лесной тропе. Немного погодя я услышала, что вновь загремели барабаны, которым вторил глухой звук деревянного инструмента. Раньше я никогда не слышала такой музыки в деревне пигмеев. Она была ужасной и гнетущей. Внезапно среди боя барабанов я услышала новый звук. Он напоминал отчасти мычание коровы, ожидающей дойки, отчасти звук рога, но с более низким тоном. Это был Эсамба (дух леса)».

Иногда по завершении обрядов инициаций устраивались «открытые» церемонии, где обязательно танцы сочетались с боем барабанов. До этого барабаны сопровождали хирургические операции во время инициаций (обрезание, калечение зубов, дефлорацию и т.д.): их бой создавал монотонный ритм, одновременно оказывавший гипнотическое действие и заглушавший невольные стоны. Чаще всего эти празднества устраивались для юношей, но иногда и для девушек.

Gbedu  - африканский барабанУ йоруба Нигерии каждому божеству или духу (а их насчитывалось свыше 350) посвящался особый гимн – орик в сопровождении барабанов, в котором он восхвалялся и описывались его деятельность и функции. Подобные же описания были сделаны Содербергом у народов бассейна реки Конго. Здесь многие барабаны посвящались отдельным духам – нкиси, а некоторые и сами служили их воплощением. Нередко барабаны покрывались изображениями священных животных, символизирующих умерших правителей или духов – змей, черепах, леопардов, слонов. Это символы силы, мудрости, долголетия, связи со сверхъестественным миром. С обращением с помощью барабанов к духам связано и использование их во время ордалий – «божьих судов», когда обвиняемому давали выпить ядовитое питье и в зависимости от реакции на него человека признавали виновным или оправдывали. У тесо в Уганде особый барабан эмидири с мембраной из кожи варана или ящерицы оповещал о рождении близнецов, которые, как считалось, были связаны с потусторонним миром.

В Восточной Африке у суахили барабаны обязательны и при обрядах инициаций – джандо, и при отправлении культа ветров-духов – пепо, и при исцелениях, когда полагают, что больной одержим духом. Все эти действия называют, как и главный барабан – нгома (впоследствии так стали называться и любые празднества и танцы в сопровождении барабанов). Вот как сами суахили описывали процедуру изгнания духов из больной. Сначала больной давали хорошо пропотеть над термитником со срезанной верхушкой, в который помещали раскаленные камни, по оканчании процедуры ньюнгу («горшок»), «пришло время за пепо приниматься, говорят тогда мганге (знахарю): «Отныне она в твоей власти, зови своих помощниц, устроим мы нгому». Муж в лавку отправляется, покупает ткани – то, что называют «одеждой пепо»: бендера – красного цвета, каники – темного и бафта – белого. Из бендера и бафта шьют шаровары, получаются они красно-белые. В городе либо за городом сооружают хижину, называется она килинге. Вечером приводят больную в килинге, а там уже стоит блюдо, на нем бананы, кусочки сахара, сахарного тростника, сырые яйца, лепешки и иные вкусные вещи. С началом вечерней молитвы на лицо больной наносят разноцветные пятнышки – черные, белые, красные. Затем песню заводят, призывая пепо, чтоб поднялся он к голове ее. Целый час пляска с песней продолжается. Все тело больной содрогаться начинает – значит пепо в движение пришел: тут мганга принимается бормотать что-то, это он с пепо говорит, и слова эти никому непонятны, кроме больной и мганги. Тот велит еще сильней в барабаны бить, больная встает и вместе со всеми в круг идет. Под барабанный бой иные в обморок падают прямо в хижине и домой возвращаются разбитыми и больными, сами нуждаясь в изгнании пепо».

«Нгома продолжается 7 дней, играют его и ночью, и днем. Когда движения пепо, то есть больной, становятся конвульсивными, присутствующие передают ей монетки, но предназначены они не ей, а мганге и музыкантам. Тот, кто пришел посмотреть нгому, обычно захватывает с собой монетки, но это вовсе не обязательно: приносят лишь те, кто пожелает. При каждом ударе барабана больной на голову эти монетки и кладут».

В некоторых обществах доколониальной Африки складывались целые наследственные кланы музыкантов, а иногда даже касты музыкантов и певцов. Такие корпорации сложились у ряда народов Центральной и Восточной Африки – куба, ньяруанда, ротсе. Как правило, это были придворные музыканты. Такие же придворные музыканты были и у некоторых народов Западной Африки, например, у акан. Они могли играть за пределами дворцовых комплексов только по специальному разрешению правителя. В других районах музыканты были обязаны выступать при дворе лишь дважды в неделю, а в остальные дни они могли играть на народных праздниках, свадьбах и т.д. На «священных» барабанах предков имели право играть только в дни инициаций или ритуальных празднеств, связанных, например, с календарными обрядами и только ритуальные вожди или жрецы, колдуны и знахари.

Барабаны в ритуалах Океании

Гавайский барабан Паху (Pahu)В Полинезии барабаны – исключительно мужские инструменты. Основное их назначение – сопровождение обрядовых плясок и шествий, которые совершаются под хоровые песни. Музыканты сопровождающие пляски, бьют в барабаны большого размера, сидя на земле, пляшущие также бьют в барабаны меньшего размера, при этом «включают» их в танец, «играют» ими, поднимая над собою, опуская до земли или выбрасывая вперед и в стороны. Бьют в барабаны ладонями правой руки (в малый барабан – тремя средними пальцами), при этом двигается только кисть, слегка локоть, а плечо остается неподвижным. По ходу пляски участники ее наряду с оглушительными ударами в такт песне могут производить шелестящие звуки и легкую дробь. Для усиления звучания и придания особых тембров к мембране приклеиваются шарики воска (от особого вида пчел – не жалящих), набор которых восполняется по мере их отпадания. Во время плясок к барабанам подвешиваются сухие стручки растений или орехи, которые при движении производят дополнительные звуки. Для поддержания натяжения мембраны барабан время от времени подносят к огню.

Барабаны фигурируют в мифологии и в магической практике туземцев. Согласно мифам, распространенным на южном берегу Новой Гвинеи, первый барабан явился чудесным образом из тела убитой и обезглавленной жены мифического героя. В разных местах Новой Гвинеи указывают водоемы или пещеры, впадины под камнями, эхо которых считается ударами в невидимые барабаны духов умерших. Верят, что звуки барабанов способны предупредить о приближении к деревням болезней и остановить их. Отдельным барабанам приписывается сила лечебной и любовной магии. Утверждают, что искусные мастера могут ударами барабанов передать имя возлюбленной.

Барабаны в ритуалах Италии

Таморра - Этнические барабаны. Восточные барабаны Интересный ритуал изгнания духов существовал с античных времен в Италии с помощью бубна Таморра. По-видимому, эти барабаны тесно связаны с древними мистериями. Пережитки этих дионисийских мистерий дошли практически до наших дней в виде музыкальных традиций, связанных с так называемым тарантизмом. Тарантизм, по мнению некоторых исследователей — одна из форм массовой истерии, связанная с древней верой в мифическое существо, так называемой Тарантой, которую иногда отождествляют с пауком тарантулом, хотя это не совсем корректно. Таранта — это скорее злой дух, демон, который вселяясь в жертв, обычно молодых женщин, вызывал судороги, помутнение сознания, вплоть до истерических припадков. Эпидемии тарантизма охватывали целые области. Этот феномен описан в хрониках, начиная с раннего Средневековья.

Для излечения от этого недуга приглашался исполнитель на таморре, который на протяжении длительного времени исполнял стремительный ритм (обычно на 6/8), в сопровождении пения или мелодического инструмента. Больной, над которым производился этот обряд, должен был ритмично и быстро двигаться на протяжении многих часов. Обряд мог длиться до суток и более, вызывая полное изнеможение. Для полного излечевания, процедура проводилась несколько раз в году. Последние случаи тарантизма были описаны в 70-х годах прошлого века. Народные танцы тарантелла и ее более древняя форма пиццикарелла происходят как раз из этого обряда. Судорожные движения жертвы, из которой уходил злой дух, со временем ритуализировались и трансформировались в разнообразные  танцевальные движения этих зажигательных танцев.

Барабаны как символ могущества в Азии

Тайко - японский барабанВ Китайском сказании о происхождение мира, говорится, что мифический первый китайский император Хуан-ди сражался с владыкой Юга и Неба, великаном Чию. Для победы над Чию был использован волшебный зверь Куй. Из его кожи был сделан барабан, палочки же сделали из костей бога грома Лэй-шэня. Про Куй известно, что у него была одна нога и когда он ходил, поднимался сильнейший вихрь.

По другому преданию, легендарный древне-китайский правитель Яо вывешивал барабан у ворот дворца, чтобы подающие жалобу царю ударяли в него, оповещая о своем желании. В Китае существует поверье: чем громче гремят барабаны, тем лучше взойдут весной растения. Звуки барабанов считались «звуками весны».

Важную роль тайко играют в японских религизных обрядах. В давние времена в каждой деревне был сигнальный барабан. Простыми комбинациями ударов тайко передавались сигналы о надвигающейся опасности или общих работах. Имитируя барабаном рокот грома, крестьяне призывали дождь в засушливые сезоны. Благодарные жители считали, что в тайко живет божество и подает им полезные советы и указания. Естественно, играть на тайко могли только самые уважаемые и просветленные из жителей. С укреплением основных религиозных учений эта функция перешла к служителям синто и буддизма, а тайко стали храмовыми инструментами. В результате играть на тайко стали только в особых случаях и только барабанщики, получившие на это благословение священников. В церемониальных целях обычно использовался один, реже – два тайко. Деревенские синтоистские праздники проходили под рокот тайко и, эти традиционные ритмы легли в основу композиций, исполняемых современными группами тайко-барабанщиков.

Барабан использовался и в буддийских обрядах. Так, в Мьянме во время подношения даров и пострижения в послушники бьют в барабан бьози (длина его корпуса свыше 90 см., диаметр около 60 см.).


Барабаны в шаманских ритуалах

Шаманский бубенВ шаманистских культах барабан применяется в качестве способа достижения экстатического состояния. В оличие от больших японских барабанов, он связывает душу с тайным миром. В тибетском буддизме один из обрядов перехода включает танец под аккомпанемент барабана, сделанного из черепов. Барабан саамских шаманов — кобдас, на котором нарисованы различные изображения сакрального характера, применяется для гадания (под ударами молотка специальный треугольник, помещенный на барабане, передвигается от одного изображения к другому, и его перемещения истолковываются шаманом в качестве ответов на вопросы.

В шаманских церемониях бубен играет ключевую роль. У него много магических функций и сложная символика. Для осуществления сеанса он необходим, потому что способен унести шамана в "Середину Мира" и летать в пространстве, призывать и пленять духов, а звуки бубна помогают шаману сосредоточиться и вступить в контакт с миром духов, чтобы отправиться в путешествие.

В своих инициационных снах будущие шаманы совершали мистическое путешествие в "Середину Мира" к тому месту, где находится Господь Вселенной и Космическое Древо. Для того, чтобы шаман сделал обод своего бубна, Господь позволяет упасть одной ветви с Древа.

Это символизирует связь между Небом и Землей посредством Древа Мира через Ось, находящуюся в "Центре Мира". Так как обруч бубна сделан из древесины Космического Древа, шаман может легко переноситься к нему и вознестись на Небо, ударяя в бубен. С этой точки зрения бубен можно отождествить с шаманским деревом, по которому шаман восходит на Небо. Приблизиться к Древу Мира и взобраться на него шаман может ударив в бубен или влезая на берёзу.

Легенда Абенаки: история о Барабане

Барабан Пау-Вау (Pow Wow Drum)Индейцы считают, что сам барабан – это вся Вселенная, а его размеренный сильный бой – это пульс сердца, бьющегося в ее центре. С помощью ритмов барабанов Пау-Вау индейцы обозначают свои связи с Землей. Говорят: «Покуда слышен бой барабана, земля не умрет». Абенаки — индейское племя в США (штаты Мэн, Нью-Гемпшир,Вермонт) — около 2,3 тысячи человек и Канаде — около 1 тысячи.

Сказано, что когда Создатель давал всем духам обитель на Земле, откуда-то издалека он услышал громкий звук «БУУУУУМ». Создатель слушал, а звук все приближался и приближался, пока его источник не оказался прямо перед ним.

- Кто ты? — спросил Создатель.
- Я — дух барабана — был ответ. -Я пришел, что бы просить тебя о милости! Дай и мне место на Земле!»
- Что ты будешь делать на Земле? — вопрошал Создатель.
- Я бы хотел играть для людей, когда они поют. Если песня будет литься из людского сердца, я буду подыгрывать людям, будто бы я есть сердцебиение самой матери Земли. Если будет так — все создания будут петь, и песня их будет гармонична.

Создатель удовлетворил просьбу духа, и с тех пор барабан аккомпанирует всем человеческим песням.

И с тех пор для любых народов барабан — неотъемлемая часть музыки и песнопений. Барабанный ритм помогает духам песен встретиться с Создателем и попасть туда, куда они хотят. Во все времена звук барабана придает мелодии законченность, благоговение, величие, силу, храбрость и полноценность. Сама мать Земля одобряет существование тех, кто ее населяет, посредством донесения до них ритма своего сердца. Эти ритмы привлекают орлов, которые берут просьбы людей и несут их Создателю.

Эти ритмы меняют жизни людей!

выступление школы этнических барабанов - обучение игре на барабанахСтатьи о ритме и барабанах

выступление школы этнических барабанов - обучение игре на барабанахЗвукотерапия, шаманизм, мистика звука, древность

выступление школы этнических барабанов - обучение игре на барабанахРитмическая нотация, упражнения

выступление школы этнических барабанов - обучение игре на барабанахАлгебра ритмов

 

 

 

 

Мифы о барабанах
Новости

26 января 2024 года вышло девятое издание учебника «Дарбука для Начинающих»

Учебник по дарбуке 2024

4 декабря 2023 г. провели концерт-лекцию в Ближневосточном клубе РГГУ

18 ноября 2023 г. провели концерт-лекцию в библиотеке Иностранной Литературы

7 октября 2023 г. выступили на фестивале Ethno Fest

31 августа 2023 г. выступили в азербайджанском павильоне ВДНХ

5 июля 2023 г. приняли участие в спектакле «1001 ночь» в театре ШДИ

С 19 по 25 июня приняли участие в фестивале «Барабаны Мира 2023».

С июня занятия проходят в среду и субботу по адресу: м. Павелецкая, ул. Зацепа 21, репбаза LikeStudio

23 апреля 2023 г. выступили на фестивале «Ведаю путь»

8 апреля 2023 г. выступили на фестивале Железяка

19 марта 2023 г. приняли участие в концерте в ЦДРИ

16 февраля 2023 г. приняли участие в спектакле 1001 ночь в театре ШДИ

26 ноября 2022 студия выступила на фестивале «ZaraFusion».

6 ноября 2022 студия выступила на фестивале эзотерики «Ведаю путь».

21 октября 2022 состоялся открытый урок по дарбуке по новому адресу.

C 21 октября 2022 занятия будут идти по новому адресу и новому расписанию.

7 августа 2022 г.состоялсся концерт-лекция в «Белых облаках»

2 июля 2022 г.приняли участие в «Супер-пупер фесте».

20-26 июня 2022 состоялся фестиваль «Барабаны мира 2022»

28 мая 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в на восточной вечеринке «Orient», смотрите видео >

14 мая 2022 г. состоялся мастер-класс по ритмам Алжира.

28 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в клубе «WIP», смотрите видео >

24 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в на фестивале «ЖелезЯка», смотрите видео >

19 марта 2022 г. студия Дарбакеш выступила в ДК «Мосрентген», смотрите видео >

С 19 февраля 2022 г. в продажу выходит инновационный учебник по дарбуке базового уровня (восьмое издение)

Учебник по дарбуке 2022

В январе 2022 г. появился раздел композиций и этюдов из учебника с аудио и видеозаписями.

19-го января 2022 г.состоялся открытый урок по дарбуке, приглашаем присоединяться к группе.

29-го декабря 2021 наше школа провела ритуал встречи нового года в евразийком центре им. Гумилева.

13-летие
18-го декабря 2021 отметили 13-летие студии.

27 ноября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале FantasyShow.

3 октября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале Remarket.

21-22 августа 2021 состоялся мастер-класс в Краснодаре.

17 августа 2021 наша школа выступила в музее Марины Цветаевой.

С 21 июня по 27 июня наша школа была представлена на фестивале «Барабаны мира 2021»

29 мая 2021, в субботу,состоялся открытый урок по дарбуке, по субботам открылась группа для начинающих.

15 мая 2021 состоялась лекция о ритуальных ритмах в магазине «Белые облака».

В январе 2021 г в журнале «Неизвестная Сибирь» вышла статья Сергкя Кузнецова про шаманские бубны. Ознакомиться с информацией о шаманских бубнах можно на нашем сайте.

5 декабря 2020 г. в 19:30 отпраздновали 12-летие студии

14-го ноября 2020 г.в состоялся открытый урок по дарбуке.

12 сентября 2020 на Сретенке 27 состоялся открытый урок по дарбуке.Приглашаем к участию в новой группе!

1 марта 2020 г. наша студия выступила на сцене театра ШДИ в спектакле 1001 ночь

На сайте студии появилась статья по хронологии этнической перкуссии в России.

17 января 2020 г. вышло седьмое издание по дарбуке для начинающих и пятое издание продвинутого уровня Учебник по дарбуке

C 19 января 2020 г. прошел мини-курс для начинающих.
vk.com/darbuka2020

12 января 2020 состоялся открытый урок по дарбуке.

На сайте студии появилась статья по истории танца живота и его связи с дарбукой. Статья будет дополняться новыми сведениями.

На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis»

Видео нашего выступленя на 11-летнем юбилее студии смотрите в разделе выступлений:
darbakesh.ru/drum_video.shtml

1 декабря состоялся 11-летний юбилей студии.
Студия изменила название и логотип:
11 лет ВК, 11 лет FB
Дарбакеш

29 сентября 2019, состоялся открытый урок по ближневосточному барабану дарбука.

22 сентября 2019 состоялся концерт центра RootRoof в открытом мире.

12 мая 2019, в воскресенье, состоялся открытый урок, приглашаем присоединиться к группе!

28 апреля 2019 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.

C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00.

17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая.

12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок.

10 лкт Дарбакешу18 ноября 2018, мы отметили знаменательное событие - 10-летний юбилей студии. Отметили при свете камина в компании друзей и мастеров-перкуусионистов: 10 лет ВК, 10 лет FB

27 октября 2018 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.

29 сентября 2018 мы выступили на выставке Bohemian fashion show в Джаганате на Таганской.

23 сентября мы приняли участие в годовщине центра Рут Руф.

14-го февраля 2018 г., в помещении этно-центра RooTRooF состоялся открытый урок “Восточная перкуссия как она есть”. Ведущие - Антонио Граши и Сергей Кузнецов.

10 января 2018 г. на нашем сайте появился раздел, посвященный мифам и ритуалам, связанным с барабанами, также обновился раздел про барабаны мира.

Курс по дарбуке

С 13 января 2018 г. запускается курс «Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16.
Стоимость курса:
7000р по предоплате 2500 до 12 января:,
8500 без предоплаты;
4000 за 5 занятий, если оплата в два этапа.
Для записи пишите на почту darbuka@darbakesh.ru или звоните по тел.: 8-(916)-244-05-48 (Наталья)

16 ноября 2017 г. вышло пятое издание учебника для начинающих на 52 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

2 декабря мы выступили на фестивале этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.

26 ноября 2017 г. наша студия выступила на фестивале оркестров в Бородинской панораме

9 лет школе Дарбакеш

11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ

На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).

23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.

Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF.

Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы.

C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017.

17 июня 2017 г. наша студия приняла участие в фестивале Турции с участием Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене.
http://turkey-fest.ru/shedule/hamdi-akataj-i-chenneling?tag=1

20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице.

16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)

19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa.

22 ноября 2016 г. опубликовано
интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF)
.

 

 


 
Дизайн:
Connect Design

Студия восточных барабанов «Darbakesh Percussion Studio», 2008–2024

Телефон: 8-(910)-426-93-48, Сергей Кузнецов

барабанные тренинги, покупка инструментов, учебник, занятия по расписанию

Соцсети: vk.com/darbakesh, www.facebook.com/darbakesh, www.instagram.com/darbuka_moscow
Youtube: www.youtube.com/sergekuz
Telegram: https://t.me/darbuka_school

Запись на занятия по дарбуке:
darbuka@darbakesh.ru

www.al-mental.ru - музыкальный проект

При копировании материалов с сайта обязательно указывайте ссылку на источник